Последние
новости
Общество

Привокзальная или прихрамовая?

Что будет с Вокзальной площадью
9 мин
18 сентября, 2015
Анна Семенова 

В пятницу, 18 сентября в администрации г. Иваново состоялось заседание рабочей группы по реконструкции Вокзальной площади. Сама по себе реконструкция этой площади – дело, несомненно, благое и давно назревшее. Не буду повторять банальности относительно ворот города и разрухи, отсутствия условий для пассажиров пригородных автобусов и прочее. Каждый, кто сам ездит на железнодорожном транспорте, или встречает-провожает друзей или родственников, сам может обо всем рассказать. 
И вот наконец-то у ивановской мэрии дело сдвинулось с мертвой точки. На данный момент, кроме понимания, что здесь надо что-то делать, причем не косметически, а кардинально, есть предпроектные разработки, которые можно посмотреть, например, здесь.
На заседании рабочей группы выяснилось, что у специалистов немало вопросов к этому проекту. Например, руководитель МААДО (Международная ассоциация автомобильного и дорожного образования, организация, специализирующаяся на проектировании автомобильных дорог) Александр Борцов отметил, что проект не пройдет экспертизу, поскольку количество парковочных мест для такси и личного транспорта у здания вокзала явно не соответствует даже ныне действующим нормам, утвержденным в 1985 году. А соблюдать их надо хотя бы потому, что наибольшее количество транспорта скапливается на привокзальной площади в моменты прибытия и отбытия московских поездов (пардон, теперь поезд на Москву у нас только один, но это означает только увеличение концентрации автомобилей), то есть в 5 часов утра и в 22.30. когда общественный транспорт в Иванове вообще не ходит. 
Вариант с использованием для парковки личного автотранспорта части парковки перед гипермаркетом «Лента» не прошел: эта территория отдана «Ленте» в аренду до 2050 года, и администрация гипермаркета в последнее время стала просто перекрывать на ночь въезды на свою парковку. 
Также проектом не предусмотрена полоса для транспорта, из которого просто высаживают пассажиров (вроде той, что сейчас организована во всех московских аэропортах). 
Представители регионального отделения Федерации автовладельцев России предложили рассмотреть возможность размещения касс автовокзала (на проекте объект обозначен оранжевым цветом под номером 2. Предполагается, что там будут размещаться помещения МУП «ИПТ», кассы межмуниципальных и междугородних автобусов, отправляющихся от железнодорожного вокзала, а также зал ожидания для пассажиров) в здании железнодорожного вокзала. Эта идея в принципе хороша. К тому же, таким образом можно было бы решить массу вопросов. Ведь представленный проект предполагает ликвидацию зеленой зоны у памятника молодым революционеркам (в народе – памятник Генкиной или «Голова») для того чтобы построить этот автовокзал и перроны для автобусов. Но здесь возникает один серьезный момент в виде РЖД, которой и принадлежит автовокзал. С вероятностью в 90 % можно сказать, что железнодорожники категорически откажутся принимать под свое крыло «автобусников». Прикроются они разными документами о транспортной безопасности (дескать, после всех этих терактов нам тут дополнительный поток народа никак не нужен, и бумажки на это соответствующие имеются). Хотя на самом деле главной причиной является ммм… как бы это сказать, чтобы никого не обидеть… В общем, РЖД в лице северной пригородной пассажирской компании давно бодается с областным правительством относительно суммы компенсации из областного бюджета за проезд населения в пригородных поездах. Областные чиновники считают, что РЖД предъявляет сумы «с потолка», не имеющие экономического обоснования. А железнодорожное начальство говорит: не будете платить, сколько нам надо, будем отменять пригородные поезда. Сейчас все это дело в очередной раз дошло до суда, и чем оно закончится – неизвестно. Но что-то подсказывает, что при таких раскладах не стоит надеяться на то, что РЖД пойдет навстречу властям города. Хотя бы из чистой вредности, если такой термин корректен в данном случае. 
Есть в проекте еще масса любопытных моментов, связанных, например, с изменением схемы движения транспорта, появлением нового светофорного объекта и т.д., повисшим в воздухе вопросом о соблюдении охранных зон памятников истории и культуры (каковых на площади, как минимум, два: само здание вокзала и памятник молодым революционеркам). 
В итоге проект был направлен на доработку. Но, по некоторых участников совещания, велика вероятность, что никаких кардинальных изменений он не претерпит. И вот тут уже начинаются вопросы стратегического характера. Александр Борцов, говоря о нехватке парковочных мест, отметил, что при разработке проекта реконструкции Вокзальной площади надо не только решать сиюминутные проблемы, но и думать на перспективу. А в перспективе – и с этим утверждением никто не стал спорить – количество автотранспорта в городе будет только увеличиваться. Значит, изначально закладывая в проекте нехватку парковочных мест, авторы проекта формируют проблему, которая со временем будет только усугубляться. 
Второй момент. Если внимательно посмотреть на проект, то мы увидим, что немаленькое место занимает свежепостроенная церковь, а также зеленая зона рядом с ней и парковка, обозначенная на экспликации как «парковка для прихожан». Правда, в ходе заседания выяснилось, что эта парковка будет общедоступной и расположена на земле, которую никому в аренду не отдавали, но обсуждение, хватит ли прихожанам места на этой парковке, было весьма продолжительным. Рискую навлечь на себя недовольство церковного руководства, но все-таки спрошу: чьи интересы должны учитываться в первую очередь при реконструкции Вокзальной площади: пассажиров и их сопровождающих или прихожан? У нас тут привокзальная площадь или прихрамовая? 
Понятно, что сейчас бессмысленно даже задавать вопрос, у кого хватило ума отдать под строительство церкви участок земли около вокзала, где гораздо логичнее было разместить именно автовокзал. Причем на этом месте он бы соответствовал всем современным требованиям, в том числе антитеррористическим. Храм построен, и с этим ничего не поделаешь. Остается только надеяться на благоразумие руководства епархии и на то, что оно будет учитывать специфическое местоположение храма. Хотя, если честно, надежда эта очень зыбкая. 
Думаю, что жителям домов, расположенных на ул. Карла Маркса, не особо понравится и перспектива сноса деревьев у памятника Генкиной – они хоть как-то отделяли жилые дома от вокзала. И непонятно, можно ли в принципе сейчас обойтись без этого сноса: после строительства церкви места на площади категорически не хватает. 
Интересно было бы и мнение архитекторов относительно того, можно ли будет называть Вокзальную площадь площадью в полном смысле этого слова в случае, если автовокзал будет построен там, где предлагают проектировщики. Внешний облик этого здания пока неизвестен – говорят, эскизный проект будет готов к концу следующей недели. Но в любом случае, похоже, что Вокзальную площадь ждет судьба площади Пушкина, которую в последние годы застроили до такой степени, что непонятно, почему ее до сих пор называют площадью. 
Еще один вопрос: а просчитывалось ли, как изменится транспортная нагрузка на этот узел после того, как начнет работать дворец игровых видов спорта? Ведь рано или поздно его строительство все равно будет завершено. И даже если в итоге там будет торговый центр, изменение трафика неизбежно. 
При всех этих вопросах и проблемах приятно удивляет тот факт, что общественность и прессу познакомили с проектом реконструкции Вокзальной площади на столь ранней стадии. Ивановцы уже привыкли узнавать о грядущих переменах в облике города только после того, как на место работ выходит техника и начинается снос деревьев. А здесь (по крайней мере, в это хочется верить) еще есть возможность высказать свое мнение и рассчитывать на то, что оно будет услышано. В конце концов, почти каждый ивановец хотя бы раз в год так или иначе бывает на Вокзальной площади – либо в качестве пассажира, либо в качестве водителя. А значит, любые изменения, которые там произойдут, отразятся не на десятках и даже не на сотнях, а на десятках тысяч горожан. 
Возможно ли в принципе найти решение, которое устроило бы всех заинтересованных лиц, пока сложно сказать. Если да – то у нынешней администрации будет реальный шанс войти в историю как грамотным градостроителям, думающим не только о сиюминутных решениях, но и о будущем. 

P.S.: Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо управлению благоустройства администрации г. Иваново и лично Анатолию Смирнову – за восстановление тротуара от остановки «ДК «Кранэкс» до ул. 2-й Торфмаша. 

Фото: Варвара Гертье
Чтобы увеличить, нажмите на фотографию
06 мая 2024
Все новости